ГДЕ ЙЕОНАТАН?

Рав Шломо Авинер

26 июня 2002

Где наш брат Йонатан Поллард? Он сидит уже семнадцатый год в американской тюрьме. Числовое значение 17 совпадает со словом языка иврит “тов” (“хорошо”). Но для Йонатана это вовсе не хорошо. Тюрьма – это страшное место.

Пророк Иеремия (15:2) говорит: “Так сказал Господь: кто на смерть – на смерть, а кто под меч – под меч, и кто на голод – на голод, и кто в плен – в плен.” Рабби Йоханан, комментируя этот стих (Бава Батра 8б), объясняет, что каждое из упомянутых наказаний считается хуже предыдущего. Рабби Йоханан считает, что меч – более страшное наказание, чем смерть; голод – хуже, чем меч; а плен – самое страшное наказание из всех. Почему? Потому что плен объединяет в себе все другие наказания.

На протяжении жизни всех поколений евреи всегда шли на любые жертвы ради вызволения своих пленных. Они заходили в этом так далеко, что наши мудрецы боялись, что это неограниченное самопожертвование может привести к их собственной гибели. Поэтому раввины сочли нужным поставить галахические рамки для этой заповеди и постановили, что “не следует платить больше за пленного, чем его рыночная цена”.

Это раввинское постановление на протяжении длительного времени нередко нарушалось, так как сердца наши полны сочувствия, и мы продолжали вызволять еврейских пленников, платя за них цену, значительно превышающую их рыночную стоимость. “Ашрей ха-ам!” Счастлив народ, имеющий такого рода грехи – да простит нас Господь!

Но теперь мы даем нашему брату Йонатану гнить вот уже семнадцатый год в его темнице и смеем сами наслаждаться солнечным светом?! Невероятно!

Люди не отдают себе отчета в том, что это такое – быть евреем в американской тюрьме. Это совсем не то, что быть заключенным в Израиле. В Израиле заключенные получают кошерную пищу, изучают Тору, получают отпуска на праздники и особые случаи и даже имеют право на интимные встречи с женами, чтобы никто не был лишен права иметь детей.

В Америке Йонатан Поллард лишен всех этих прав. Йонатан не может даже видеть свою жену без свидетелей. Для него нет шаббата, нет праздников в тюрьме. За все 17 лет Йонатан ни разу не получил отпуска – даже на похороны матери его не отпустили. Ему запрещено говорить на иврите или изучать тексты на иврите. Годами ему приходится бороться за такие простые вещи как право соблюдать Песах и есть мацу.

Первые семь лет своего заключения Йонатан провел в одиночной камере в подвальном помещении тюрьмы строгого режима Марион, три этажа под землей и за тринадцатью замками. За все эти годы он ни разу не видел цветка или дерева или даже дневного света. Тяжелейшие условия этого каземата привели к тому, что Йонатан тяжело заболел и продолжает страдать от полученных там заболеваний по сей день.

Самой страшной частью одиночки был просто груз времени в месте, где каждая минута, каждый час, каждый день, каждый месяц и каждый год не отличить от предыдущего. Там нет ни рассвета, ни сумерек, времена года не сменяют друг друга, и, не считая жгучей жары летом и страшного холода зимой, каждый день повторяет минувший с абсолютной точностью.

В 1993 г. Йонатана перевели из одиночного заключения в “открытую” тюрьму Батнер в Северной Каролине, где он пребывает по сей день. В Батнере Йонатан должен работать по восемь часов в день. Его работой является чистка уборных. До этого он работал на тюремной фабрике – вначале на резке ткани, позднее на выточке линз, и, наконец, как клейщик.

В качестве резчика ткани он должен был разрезать десятикилограммовые тюки сукна для пошива униформ для американского военно-морского флота. За два года этой работы у него было 14 ранений в результате пореза лезвием, кроме того, у него начались проблемы с дыханием в результате постоянного вдыхания пыли и мельчайших частиц ткани. Поэтому, хотя он очень хорошо справлялся с этой работой, его пришлось перевести на другую в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Его поставили на шлифовку линз на тюремной фабрике по производству очков. Оттуда он был переведен в отдел по покрытию линз. В этом месте у него начались страшные головные боли вследствие вдыхания испарений от химических красителей. Он так тяжело заболел, что его перевели на расклейку. Это означает, что он сидит по восемь часов в день без движения и клеит стикеры на коробочки. Человек блестящего ума, день за днем клеящий стикеры на коробочки!

Теперь он чистит уборные. Каждый день на протяжении всего дня он скребет унитазы, раковины, подметает, моет и натирает полы. Красивые руки, когда-то извлекавшие прекрасную и получавшую награды музыку из виолончели, теперь огрубели и затвердели от постоянного общения с ведром и тряпкой. Он продолжает страдать от диких головных болей и затрудненного дыхания.

Йонатан не получает кошерной пищи. Он живет на овощах и фруктах и на том немногом имеющем печать о кашруте, что ему удается купить в тюремном киоске – в основном сардины и крекеры. Но в его сердце живет Б-г. Йонатан жив верой. Он в высшей степени религиозный человек. Он носит кипу и цицит, несмотря на то, что эти еврейские атрибуты выставляют его как белую ворону среди тюремного населения, не слишком отличающегося терпимостью к евреям или умением сдерживать свою страсть к насилию.

И мы смеем наслаждаться солнечным светом?!

Добиваться освобождения Йонатана было бы нашей обязанностью даже в том случае, если бы он был рядовым заключенным. Но оказывается, он значительно важнее, чем рядовой заключенный. Мы обязаны ему по меньшей мере благодарностью и признанием за то добро, которое он сделал нам.

Кратко: в начале 80-х Йонатан работал вольнонаемным аналитиком в разведке военно-морского флота США. Ему стало известно, что в рамках негласного и незаконного информационного эмбарго, наложенного на Израиль, от него преднамеренно утаивают жизненно важную информацию, касающуюся его безопасности. Эта информация касалась подготовки такими странами как Сирия, Ирак, Ливия и Иран атомного, биологического и химического оружия против Израиля. Информация касалась также баллистических ракет, которые нацеливались на мирное население Израиля, и планов очередных терактов против гражданских объектов в еврейском государстве.

В соответствии с соглашением об обмене разведывательной информацией, подписанным между двумя странами в 1983 г., Америка обязана была передавать всю эту информацию Израилю. Полларду стало известно, что жизнь множества израильтян находится в опасности вследствие утаивания этих жизненно важных сведений от израильского военного и политического руководства. Поэтому он сделал все от него зависящее, чтобы восстановить нормальный и законный процесс передачи информации Израилю. Он дошел до самого верха иерархической лестницы, вплоть до Пентагона, пытаясь добиться того, чтобы информация передавалась Израилю законным образом в соответствии с американскими обязательствами. Когда все его усилия не принесли никаких плодов, он начал сам передавать доступную ему информацию прямо в Израиль.

Он делал это по своей собственной инициативе, опасаясь за жизни израильтян и не думая ни о каком вознаграждении. Он стал агентом Израиля из-за единственного страстного желания – спасти еврейские жизни. Он истинный праведник и истинный спаситель. На основании полученной от Йонатана информации все программы защиты гражданского населения в Израиле были переформулированы и стали включать противогазы и герметически закрытые убежища. Благодаря Полларду Израиль был подготовлен к Войне в заливе в 1991 г., как и ко всем более поздним угрозам со стороны Ирака и других арабских стран. Благодаря Полларду сегодня проект каждого строящегося в Израиле дома по закону обязан включать герметически закрывающееся помещение для защиты обитателей дома в случае химической атаки.

Вот и все. Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. Или точнее, он может продолжать сидеть в своей тюремной темнице и чистить сортиры. Так мы ему платим за спасение жизни многим из нас.

В 1985 г. Йонатан был арестован, и на протяжении следующих 11 лет государство Израиль делало вид, а практически мало что делало для помощи своему агенту и фактически уклонялось от попыток добиться его освобождения. Без излишней гласности Израиль взял на себя оплату первого адвоката, представлявшего Йонатана – Ричарда Хиби, неееврея ливанского происхождения. Действия Хиби лишили Йонатана его конституционных прав, в том числе и права на эффективную юридическую помощь. Тот факт, что Хиби не подал вовремя апелляцию против присужденного Полларду пожизненного заключения – факт неслыханный в адвокатской практике – навечно лишил Йонатана права апелляции против приговора, полученного им даже в обход открытого суда.

Йонатан добровольно отказался от права на суд, согласившись на сделку с американским правительством, чтобы избавить Израиль и США от финансовых затрат, моральных потерь и забот по обеспечению безопасности такого продолжительного суда. Он полностью сотрудничал со следствием, признал свою вину и выразил сожаление по поводу нарушения закона, но был обманут в ответ прокуратурой, которая нарушила свои обязательства по сделке. Поллард был приговорен к пожизненному заключению в полном противоречии с условиями соглашения.

Следует подчеркнуть, что Йонатан никогда не обвинялся в намерении нанести ущерб Соединенным Штатам. Ему не предъявлялось обвинение в разглашении кодов, американских агентов или военных планов. Он никогда не обвинялся и не был осужден по обвинению в измене. Единственное обвинение, которое ему предъявлялось, включало в себя один пункт: передача секретной информации союзнику. Средний приговор за такого рода преступление – от двух до четырех лет тюрьмы. Йонатан получил пожизненное заключение и сидит уже семнадцатый год.

На протяжении долгих лет заключения Йонатана американское правительство неоднократно использовало его в качестве средства давления на Израиль, чтобы вынудить Израиль на трудные уступки. Но как только уступки получены, Америка отказывается от своих обязательств освободить Йонатана, а Израиль при этом делает вид, что никаких обязательств и не было. Америка получает то, за что заплатила обещанием освободить Полларда, а Поллард остается в тюрьме.

Недавний пример: в рамках соглашения в Уай осенью 1998 г. американский президент дал израильскому премьер-министру обещание освободить Полларда в качестве неотъемлемой части Уайского соглашения. В последний момент, уже добившись от Израиля уступок, президент США отказался от выполнения обещания, унизив премьер-министра Израиля и вынудив его подписать Соглашение, несмотря на свой отказ. Обязательство освободить Полларда, взятое на себя американским президентом в Уай, остается в силе и должно быть выполнено. Америка все еще должна “доставить оплаченный товар”, и действующий израильский премьер обязан потребовать этого от американского президента.

За последние 17 лет нашими политическими деятелями больше говорилось о попытках добиться освобождения Йонатана, чем в действительности делалось. Даже такие простые жесты в его адрес, как выдача ему израильского гражданства в 1995 г. и признание его официально израильским агентом в 1998 г. стали результатом многолетней борьбы с израильскими правительствами в суде. По сей день если какой-то еврейский лидер говорит вам: “Мы занимаемся делом Полларда негласно, за кулисами, при помощи тихой дипломатии и т.д.” - не верьте ему. Вместо этого можете верить, что если они делают что-то для освобождения Полларда, то это настолько секретно, что они и сами об этом не знают!

Хотя на протяжении всех этих лет отдельными людьми организовывались акции в защиту Полларда, неучастие еврейских лидеров в этих усилиях, их полное отсутствие на поле боя весьма заметно. Они упустили многочисленные возможности добиться освобождения Полларда. В результате наш раненый боец покинут на поле боя. Остается молиться, чтобы состояние его здоровья не ухудшилось, и чтобы Господь сохранил его.

Тора расскаазывает нам, что Царь Давид пошел на войну, чтобы спасти членов своей семьи из плена (Шмуэль 30:2). Авраам даже ради освобождения из плена своего грешного племянника Лота рисковал жизнью и пошел на войну (Бытие 14:14). Кто-то может сказать: “Но Поллард не член моей семьи”. А кто же он тогда? Чужой? Не брат? Разве мы не братья? В конце концов, разве не пошел на войну из-за одной служанки Моисей и весь Израиль (Числа 21:1 Раши).

Если бы у нас была сила для этого, мы тоже должны были бы пойти на войну ради освобождения Йонатана. И если единственный путь для этого – это борьба на общественной арене, то мы не имеем права, не смеем освобождать себя от этой деятельности. Мы должны демонстрировать перед каждым американским эмиссаром приезжающим в Израиль, перед каждым американским посольством на земном шаре, мы должны кричать им: “Где Йонатан?” Более того, каждый день мы должны звонить в канцелярию премьер-министра и требовать: “Где Йонатан Поллард?” (Тел. 02-6705511). Кроме того, каждый из нас должен ежедневно посылать факс премьер-министру, чтобы его канцелярия была постоянно завалена письмами, требующими: “Где Поллард?” (Факс: 02-5664838 или 02-6512631).

Каждый еврей, ходящий молиться в синагогу, должен настаивать, чтобы его миньян говорил молитву “мишеберах” за Йонатана бен-Малка каждый раз, когда читается Тора. Женщины должны включить Йонатана в свою еженедельную молитву при зажигании субботних свечей. Мы должны постоянно помнить Йонатана бен-Малка и его жену Эстер-Йохевед бат-Рэйзл-Браха в наших ежедневных личных молитвах. Пусть Вс-вышний быстро соединит их в свободе и в радости здесь в святом городе Иерусалиме.

Йонатан, брат наш, мы не забыли тебя. Как написано, “что же до братьев наших, всего дома Израиля, кто в беде и в плену, на море или на суше, да сжалится над ними Всевышний и дарует им свободу, выведет их из тьмы на свет, из рабства на свободу незамедлительно, в ближайшее время”, и скажем Аминь!

Перевод с английского: Э.Шифрин

Распространено агентством ИМРА 24 июня 2002 г.

На русском языке статья впервые опубликована на сайте 7-го канала по адресу: http://www.7kanal.com/article.php3?id=201083&view Биографическая справка об авторе:

Рав Шломо Авинер является автором более 30 книг по еврейскому праву, философии и комментариев к Торе. Его статьи часто публикуются во многих газетах и журналах, где он комментирует актуальные события и пишет на темы, связанные с еврейскими интересами. В настоящее время рав Авинер возглавляет Ешиву “Атерет Коаним” в Старом городе Иерусалима и является раввином поселения Бейт-Эль.