Как Йосиф Менделевич дважды стал узником Сиона

КАК ЙОСЕФ МЕНДЕЛЕВИЧ СТАЛ ДВАЖДЫ УЗНИКОМ СИОНА

Шломо Громан, "Новости недели"
15 апреля 2004 года

Перед самым отлетом в Вашингтон Ариэль Шарон принимал участие в празднике марокканских евреев «Мимуна» в Маале-Адумим. Эту церемонию, начавшуюся в 21:00 12 апреля – на исходе последнего дня Песаха - глава правительства решил использовать в целях пропаганды своего плана одностороннего отступления, которое выставлено на назначенный на 2 мая внутриликудовский референдум.
Поприветствовав публику, собравшуюся в местном кантри-клабе, премьер-министр быстро перешел к делу: «Я принял решение, и я его выполню. Но поскольку это решение носит судьбоносный характер, то я счел нужным, чтобы его утвердили все члены «Ликуда». Надеюсь, вы поймете и поддержите меня».
Далее Шарон намеревался, должно быть, перейти от лозунгов к аргументам – но его неожиданно перебили. Два усевшихся примерно в десяти метрах от сцены умудренных жизнью человека – узник Сиона, участник «самолетного дела», авторитетный раввин, ныне преподаватель Гемары в центре изучения иудаизма «Махон Меир» Йосеф Менделевич и председатель общественного комитета за освобождение Йонатана Полларда, репатриант из Англии с египетскими корнями Эли Йосеф – начали скандировать: «Поллард, hабайта!» («Поллард, домой!»). И подняли самодельный транспарант: «Арик, не возвращайся домой без Полларда!».
Ариэль Шарон знал старых приятелей в лицо. Он решил не перекрикивать их, а переждать три-четыре минуты, пока полиция доберется до смутьянов и выведет их из зала. Потом премьер-министр закончил свою речь заверением в том, что Маале-Адумим, Ариэль, Гуш-Эцион, Гиват-Зеэв, Хеврон и Кирьят-Арба отданы арабам не будут.
«Дурное предзнаменование, - скажет потом кто-то из жителей Маале-Адумим. – Всего год-полтора назад премьер-министр говорил, что "Гуш-Катиф и Нецарим столь же важны для Израиля, как и Тель-Авив", а затем поменял свою точку зрения на противоположную».
Дождавшись аплодисментов, глава правительства отправился в аэропорт. По дороге его "напутствовали" пикеты противников его новой политической программы, называющих ее «капитулянтской». Тысячи членов «Еврейского руководства» и других правых организаций – Форума за сохранение идеологических ценностей «Ликуда», «Женщин в зеленом», «Профессоров за сильный Израиль» - стояли с факелами на выезде из столицы и дальше вдоль трассы. Среди них преобладали люди в кипах, которым пришлось приложить огромные усилия, чтобы, не нарушая святости Песаха, успеть приехать в нужное место. Впрочем, и Шарон на свой самолет не опоздал...
А где были в это время Йосеф Менделевич и Эли Йосеф? События развивались почти по книге «Операция "Свадьба"», в которой Менделевич описал попытку угона самолета из СССР на Запад.
Не оказывавшие никакого сопротивления блюстителям порядка, оба манифестанта практически самостоятельно проследовали к выходу из кантри-клаба и почти было вышли наружу, чтобы безо всякого конвоя отправиться по домам. Но буквально на финишной прямой дорогу им преградил крепкий и деловитый человек в штатском. Первые его претензии, что интересно, были адресованы не возмутителям спокойствия, а... полицейским: «Вы что, хотели их отпустить?!»
Люди в форме оказались не у дел в прямом и переносном смысле. Задержанные поступили в распоряжение «синих костюмов».
- Ваши удостоверения личности!
У рава Менделевича голубой книжицы при себе не оказалось. Но было удостоверение узника Сиона.
- Это еще что такое? - посмотрел служака на документ взглядом персонажа «Стихов о советском паспорте». Одно ловкое движение – и фотография Менделевича отделилась от «туловища» удостоверения.
- С кем имею честь? – ответил вопросом на вопрос узник Сиона. (Бывают, как выясняется, и «тюремщики Сиона».) По израильским законам полицейский обязан носить специальный значок со своим именем. На прочие службы безопасности это правило не распространяется. Но служебные удостоверения должны же быть!
«Синий костюм» тоже имел еврейские корни, поэтому цепочка ответов-вопросов продолжалась:
- А кто ты такой, чтобы предъявлять тебе удостоверение?
Спустя несколько минут раввина и его спутника затолкали в «воронок» и отвезли в отделение полиции Маале-Адумим. Десятки их единомышленников бежали за машиной пока хватало сил, а позже продолжили спонтанную демонстрацию напротив здания полиции.
Итак, допрос. С Менделевичем беседует женщина по имени Фрида. «В отличие от гебистов, она записывает мои слова аккуратно, ничего не перевирая», - отметил про себя Йосеф.
- Отдавали ли вы себе отчет в том, что нарушали общественный порядок?
- Конечно, отдавал. Но это был единственный способ хоть как-то привлечь общественное внимание к страданиям человека, вот уже 18 лет отбывающего в США пожизненное заключение по обвинению в шпионаже в пользу Израиля. Наш премьер-министр избегает обсуждения этой темы не только на переговорах с американцами, но и на заседаниях правительства!
Ровно в полночь Йосеф Менделевич и Эли Йосеф были освобождены. Никаких обязательств от них не потребовали.
«Обычный» полицейский напутствовал героев дня улыбкой и словами: «Когда Полларда освободят, пригласите меня – отметим это событие вместе». Менделевичу показалось, что на сей раз с ним говорят без издевки.
По возвращении домой «отремонтировать» удостоверение узника Сиона оказалось не так уж сложно. Теперь оно выглядит как новое.
Наутро журналист задаст Менделевичу вопрос: «Почему вы подняли именно вопрос Полларда? Разве шароновские планы беспокоят лично вас не больше?»
- Беспокоят, еще как беспокоят! Но поймите: невозможно поднимать две проблемы одновременно. Хотя они и взаимосвязаны: отношение премьер-министра к стране мало отличается от его отношения к отдельному человеку по имени Поллард. Впрочем, Йонатан не просто человек – за ним стоит целая система ценностей... А план Шарона – я даже не знаю, о чем тут спорить. Просто не представляю себе нормального человека, способного проголосовать за этот бред. Я вообще-то не грубиян, посему другого слова подыскать не могу.
Сейчас Йосеф Менделевич готовит обращение к русскоязычным бойцам Пограничной охраны ("Мишмар ха-гвуль"), которые, не приведи Г-сподь, могут получить приказ об уничтожении поселений и депортации евреев. Йосеф хочет объяснить им, что нелегкая борьба за право на выезд велась не для того, чтобы одни репатрианты изгоняли с еврейской земли других...

https://www.languages-study.com/sport/mendelevich.html